Пандора:
Социально-экономическая ситуация также сформировала нашу литературную культуру. Когда люди получают доступ к современной культуре, они хотят использовать свои деньги, чтобы играть в компьютерные игры или смотреть телевизор. А как вы должны тратить свое время? Время ограничено. В сутках всего двадцать четыре часа. А формы развлечений расширяются. Если у людей есть свободный час вечером, большинство сегодня предпочтет поиграть в компьютерную игру или посмотреть телевизор, чем читать роман, потому что это проще, это расслабляет.
Поскольку окружающая среда становится все более конкурентной, люди также становятся более материалистичными и прагматичными. Когда они думают о том, что почитать, они спрашивают: что я получу от этой книги? Если отдача не очевидна, они не будут читать. Если вы предложите им просто оценить язык или насладиться сюжетом, они могут сказать, что у них нет на это времени. Я думаю, что это универсальная проблема, а не только проблема литературы в Мьянме.
Поэзия здесь развивается несколько иначе, чем другие виды литературы. Она более развита, расширяется и диверсифицируется, в основном потому, что поэты находят удовольствие в том, чтобы просто писать, независимо от денежного вознаграждения. Они также не чувствуют необходимости быть знаменитыми. Мир поэзии — это сообщество само по себе. Большинство поэтов даже не пытаются адресовать свои стихи людям. Поэзия широко публикуется в Интернете, чтобы быть прочитанной внутри сообщества. Что касается романистов, то у вас гораздо больше шансов добиться успеха, если вы поп-романист. Поп-романисты здесь публикуют по одному роману в месяц, и люди их читают. Они хорошо продаются, но не являются новаторскими.
Когда я училась в Айове, один писатель спросил меня, что наиболее способствовало моей писательской деятельности, и я ответила, полушутя, что это цензура. Цензура иногда может быть замаскированным благословением, если вы осмелитесь принять ее вызовы. Как поэт вы должны стараться использовать все возможные способы, чтобы быть новатором и преодолевать барьеры незаметно для правительства, и это может помочь вам избежать плохой поэзии; если смысл стихотворения слишком открыт и прям, это может сделать стихотворение слабым. Как сказал Т. С. Элиот, поэзия — это исключительная чувствительность. Чувствительность хорошо работает в ограниченной среде. Но, возможно, в будущем, после переходного периода, наше внимание будет больше сосредоточено на индивидуальном «я» и на использовании языка, а не на политических посланиях.
Но цензура может быть вредна и для писательства. Настоящая проблема с прозой здесь, при цензуре и сейчас, заключается в том, что самые популярные или признанные произведения были так похожи друг на друга. Используя реализм, писатели, как правило, описывали детали жизни отдельного человека, почти всегда страдающего в сельской местности или в бедности. Мне бы хотелось читать больше экспериментальных романов на самые разные темы. Постмодернистские романы! Я надеюсь, что через некоторое время после отмены цензуры наступит момент, когда людям надоест традиционная реалистическая литература и они захотят чего-то нового. Насколько я знаю, в Мьянме пока никто не пишет романы, как Пол Остер или Мураками. Мы должны надеяться на новое поколение.