Я очень люблю животных и мне нравится биология. С годами понимание и восхищение многообразием живой природы у меня только растут. Чувства отвращения или брезгливости они у меня не вызывают, и если даже шевельнётся что-то такое где-то глубоко внутри, я сам на себя же посмотрю осуждающим внутренним взглядом, и наоборот подумаю, как именно такой внешний вид позволил животному успешно выжить до сегодняшнего дня многие сотни тысяч, а то и миллионы лет. И мои эстетические вкусы - последняя вещь, к которой наука выживания и эволюция прислушаются.
Соответственно, значительная часть представленных в книге "The Ugly Animals: We Can't All Be Pandas" животных вообще не показались мне несимпатичными. Ну как может отталкивать такой прекрасный панголинчик?
Или ленивцы, их-то за шо? Далее, считаю вообще некорректным подходить с таким аршином к червям, улиткам, гусеницам и прочим насекомым. Жуткими они могут показаться нам (вернее даже не они, а более мелкие, едва различимые глазу) только при многократном увеличении. Приводимые палочники и муравьи меня не беспокоят, насколько бы крупными они не были. Ditto кузнечики и пауки.
С целым рядом зверей и рыб мы знакомы, и по каким критериям их засунули в уродцы, мне тоже непонятно. Вернее, надо быть не из нашей культурной среды и смотреть на них совсем сторонним взглядом, чтоб какие-то неприятные ощущения заиметь: милый сайгак с хоботком, очаровательный округло-неповоротливый дюгонь, дражайшая белуга. Рыба-молот, ехидна и всякие игуаны, по-моему, настолько стали медийной банальностью, что тоже никаких эмоций сильных не вызывают.
Рыба-капля (лат. Psychrolutes marcidus)
В итоге, я с натяжкой отобрал лишь дюжину созданий (ещё раз извиняюсь перед ними и полагаю, что мы им не менее ужасными лысыми уродами представляемся). И, естественно, их странности больше вызывают у меня вопрос "как это работает?" нежели отвращение, брезгливость и мурашки. Итак, кто же эти счастливцы?
Гангский гавиал
Из всех крокодилов они проводят больше всего времени в воде, выходя на сушу только для того, чтобы погреться или отложить яйца. По мощи гавиал уступает практически всем настоящим крокодилам, так как у него нет в ней необходимости. Но другие животные нападают на взрослых гавиалов очень редко из-за их размеров. По земле гавиалы передвигаются всегда ползком, поскольку не могут приподнимать тело. Некоторые гавиалы так много времени проводят в воде, что их кожа обрастает ракушками. Такая форма челюстей объясняется их узкой специализацией — охотой на рыбу. Челюсти встречают малое сопротивление воды, благодаря этому гавиалы легко ловят ими добычу. Зубов у гавиала больше, чем у всех других крокодилов, — до сотни. Зато они значительно меньше, чем у других крокодилов. Они длинные, тонкие и острые; расположены несколько косо — вершинами вперёд и вбок. Из таких челюстей рыбе трудно вырваться. Этим гавиал отличается от большинства других крокодилов, которым нужны большие, мощные челюсти для охоты на более крупную или хорошо защищённую добычу.
Казуар
Казуары — крупные нелетающие птицы. Взрослые особи шлемоносного казуара достигают 1,5—1,8 метров высоты и весят около 60 килограммов. Поэтому казуары — вторые по величине птицы в мире (после страуса). Имеют вырост на голове, который называется «шлемом». Он состоит из рогового вещества вокруг твёрдого материала, имеющего губчатую структуру. Имеется несколько версий о функциях этого шлема. Возможно, он является вторичным половым признаком. По другой версии, казуары используют шлем для того, чтобы пробиваться через подлесок во время бега. Возможно также, что казуары используют его как оружие в схватках за доминирование или как средство для разгребания опавших листьев во время поиска пищи. Ноги казуара очень сильные, трёхпалые, имеют острые когти. Кинжалообразный коготь внутреннего пальца имеет длину около 120 мм. Этот коготь особенно опасен, так как им казуар способен убить одним ударом. Казуаров считают одной из самых опасных птиц для содержания в зоопарках, основываясь на частоте и тяжести увечий, причинённых работникам зоопарков. Казуары способны развивать скорость до 50 км/ч при беге через густой лес, могут прыгать до 1,5 метров в высоту и очень хорошо плавают.
Хохлач
Отличительная особенность — наличие на передне-верхней стороне головы у самцов кожно-носового мешка, при возбуждении зверя раздувающегося. В носу у хохлача есть пузырь красноватого цвета, который самец также демонстрирует, будучи в возбуждённом состоянии.
Титикакский свистун
Эндемик озера Титикака. Для дыхания в основном использует свою кожу, складки которой увеличивают дыхательную поверхность. Живёт в относительно холодной воде с большим количеством кислорода, в результате имеет низкий уровень метаболизма, а небольшие лёгкие указывают на то, что большая часть дыхания происходит через кожу. Как правило, эта лягушка не использует свои рудиментарные лёгкие. Наблюдения показали, что представители этого вида, находясь на дне озера, время от времени совершают ритмичные движения вверх-вниз, что увеличивает течение воды вокруг них.
Веслонос
Веслонос является объектом аквакультуры на юге европейской части России. Известны редкие случаи поимок этого вида в Азовском море
Трехзубая минога
Являются объектом промысла, употребляются в пищу. Некоторые виды стали редкими.
Пурпурная лягушка
Вид был обнаружен и классифицирован лишь в 2003 году. Данная лягушка — живое ископаемое, обитает лишь на территории около 14 км². Родственные ей виды обитают лишь на Сейшельских островах в более чем 3 тысячах километров к западу. Затворнический образ жизни привёл к тому, что биологи долго не знали о существовании данного вида. Для поиска пищи пурпурная лягушка не выходит на поверхность, она питается под землёй, в основном, термитами.
Бабирусса
В 2006 году в зоопарке Копенгагена произошло случайное скрещивание самца Babyrousa celebensis и домашней свиньи, в результате которого родились пять гибридных поросят. Существовала точка зрения, что эти свиньи кошерны, однако позже возобладало мнение, что они всё же трефны.
Миксина
Миксины вполне съедобны и даже напоминают рыб по своему вкусу, но многие отказываются пробовать миксин из-за их внешнего вида. Наносят значительный вред рыболовству. Рыбаки у берегов Англии, Западной Швеции и Южной Норвегии бывают вынуждены часто менять места лова, поскольку «набеги» миксин могут оставить их без добычи. Очень живучи, хорошо переносят длительное пребывание без воды, могут подолгу голодать и долго остаются живыми, получив даже чрезвычайно тяжелые ранения.
Китоглав
Похожий на деревянный башмак клюв делает китоглава искусным мастером рыбной ловли. В отличие от большинства других птиц, глаза китоглава расположены в передней части черепа, а не с двух сторон, что позволяет ему иметь бинокулярное зрение. Ввиду массивности клюва птица кладёт его на грудь во время отдыха.
Носач
Самым бросающимся в глаза признаком носача является его крупный нос, похожий на огурец, который однако имеется только у самцов. Наряду с гиббонами и человеком они являются единственными приматами, умеющими преодолевать относительно длинные расстояния прямо на двух ногах. Назначение крупных носов у самцов неизвестно. Возможно, он служит для сексуальной привлекательности — чем больше нос, тем больше шансов впечатлить и завоевать самку. По другой версии, размер носа определяет статус самца в группе — самцы, обладающие крупными носами, занимают более высокое положение среди сородичей. Игорь Акимушкин предположил, что большой нос позволяет самцам издавать более громкие звуки. На индонезийском языке носач называется "голландская обезьяна" или "голландец"), так как индонезийцы считали, что голландские колонизаторы часто имели такие же большие животы и носы.
Иногда один лишь неудачный ракурс может смазать впечатление. Хмурый китоглав из галереи выше в жизни выглядит милахой: