ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ
Симпсоны. Вся правда и немного неправды от старейшего сценариста сериала
Кот из них Царапка.

Если вы не поняли о чём речь, то скорее всего читать эту книгу вам не за чем. Хотя, если соберетесь, то узнаете ещё кое-что о внутренней кухне создания американских комедийных сериалов (ТВ и анимационных). С этого и начнём. Но сперва общее замечание о книге: так как автор постоянно хохмит, рассыпает по тексту шутки для своих и отсылки к культурной, общественной и политической жизни США, то без комментариев переводчика и редактора соль многих шуток и глубина мыслей проходят мимо читателя. Я надеюсь в следующем издании эта работа будет проведена с большей заботой о читателе.
Симпсоны. Вся правда и немного неправды от старейшего сценариста сериала. Майк Рейсс. Бомбора.
Почему Симпсоны желтые?
Потому что у Барта, Лизы и Мэгги нет линии, отделяющей кожу от волос на голове. Поэтому аниматоры выбрали желтый цвет — он подходит и для кожи, и для волос.
Немного внутренней кухни американского ТВ-бизнеса

1. Я обожал недели, когда «Вечернее шоу» вела Джоан Риверс. Каждое утро она присылала нам темы для ее сегодняшнего монолога. Например:
СРЕДА
Чирлидерши
Роман Полански
Старшеклассники из Беверли-Хиллз
Мадонна выходит замуж за Шона Пенна

Однажды мы узнали, что у мужа Джоан Эдгара Розенберга случился сердечный приступ. Мы га-дали, придет ли она на съемки на следующий день. В смысле, кто бы на ее месте пришел? На следующее утро от нее пришел список тем:

ЧЕТВЕРГ
Сердечный приступ Эдгара
Ужасный доктор Эдгара
Эдгар кокетничает с медсестрами
Где купить платье для похорон.

2. Я на два года уходил из «Симпсонов», чтобы заняться собственными проектами. В 2000-м, когда я вернулся, мы работали над сценой про Неда Фландерса, и я предложил реплику для Мод, его жены.
Все начали виновато переглядываться; наконец сценарист Йен Мэкстон-Грэхем признался: «Мы ее убили». Почему? Потому что актриса, озвучивавшая ее, попросила прибавку к зарплате.

3. По какой-то неведомой причине студии всегда сопротивляются новым шуткам. [Речь о работе над кинофильмом «Симпсоны в кино» студии XX век Fox] Вот одни из лучших причин, которые я слышал:
«Мой трехлетний сын этого не поймет».
«Это невозможно перевести на португальский».
«На этой шутке мы потеряем сто миллионов долларов только в Корее». (ПРИМЕЧАНИЕ: ни один фильм в истории не собрал в Корее сто миллионов.) И самая популярная отмазка:
«Мы это вытащим в анимации».

Означает это вот что: режиссеры мультфильмов верят, что могут спасти плохую шутку визуальным панчлайном.
Долгая пауза, персонаж моргает, рыба пускает пузыри в аквариуме, с ветки падает ком снега. Все это вы могли видеть в «Гномео и Джульетте» — семейном мультфильме от Харви Вайнштейна.
Бывший режиссер «Симпсонов» Джим Рирдон знает, что это не работает. После того как Джим покинул наш сериал, он работал над классическими полнометражными мультфильмами: «Зверополис», «Ральф» и «Валл-И». (Он со-автор сценария последнего и был за это номинирован на «Оскар».) Как-то я спросил Рирдона, чему его научили «Симпсоны». Он сказал: «Ты меня научил, что, если шутка не работает, ее надо прибить». По его словам, другие режиссеры анимации лезут из кожи вон, чтобы спасти несмешную сцену.
О работе над сериалом «Симпсоны»

Рисуют его сейчас в Ю. Корее. Аутсорсинг.

Шутки и сюжет пишут целых 23 автора:
«Сценаристы «Симпсонов» еще и дьявольски умны. Кен Килер — доктор наук в сфере прикладной математики. Джеф Брук — доктор наук в области информатики. Билл Оденкирк — доктор наук в сфере неорганической химии, участвовавший в создании 2,2'-бис (2-инденил)бифенила — лиганда, использующегося при создании органометаллических комплексов, дурачки! Есть еще Дэн Грини, выпускник юридического факультета Гарварда, где он и еще один студент редактировали конкурирующие публикации.
«Видишь, Дэн, — сказал я ему как-то, — у тебя крутая работа в «Симпсонах». А что стало с тем чуваком?»
Дэн ответил: «Он Барак Обама».

Чтобы создать одну серию «Симпсонов», от концепции до финального продукта, уходит девять месяцев. Процесс включает 22 этапа. Единственное место, куда мы можем поместить злободневную шутку, — это доска, на которой Барт пишет мелом в начале каждой серии; ее мы делаем всего за несколько дней до эфира

Разумеется, сейчас легко нагуглить любой факт, но «Симпсоны» старше интернета. К счастью, древние авторы «Симпсонов» хранили все человеческое знание. Некоторые из нас много знали о спорте, другие — об истории, индустрии развлечений, науке, спиртных напитках или попурри. Если кто-то из нас чего-то не знал, мы сверялись с толстым томом энциклопедии, лежавшим у нас в офисе на столе.

«В одной серии 1993 года мы заставили Апу сказать:
«Я знаю наизусть число пи до сорокатысячного знака после запятой. Последняя цифра — это…» Мы не знали. Мы могли попытаться угадать, и с десятипроцентной вероятностью оказались бы правы. Вместо этого мы позвонили в Калифорнийский технологический институт. Через несколько дней они прислали нам гигантскую распечатку с матричного принтера, где было число пи с миллионом знаков после запятой. Если вам интересно, сорокатысячная цифра пи — единица, что хорошо легло в шутку. Слава богу».
Кстати, Апу вывели из числа «актеров» из-за оскорбляющихся индийцев.

«Все это заставило меня понять одну ключевую для «Симпсонов» вещь. Американцы смотрят на Гомера и думают: «Да это же мой отец»; иностранцы смотрят на Гомера и думают: «Да это же американец». На самом деле Венесуэла перестала показывать наш сериал, потому что он «продвигает чуждые американские ценности». Они убрали нас из эфира… и поставили туда «Спасателей Малибу».

Вообще, на сериал время от времени всегда кто-то оскорбляется: «никогда еще мы не получали столько жалоб на шутку [про синдром Туррета у Барта]. На повторных показах мы поменяли Туррета на бешенство». Ещё создатели завязали шутить про приёмных детей. А про ислам осознанно даже не начинали.
Что вы думаете о «Гриффинах»?
я хорошо отношусь к «Гриффинам» — это же просто «Симпсоны» после пары кружек пива. В отличие от «Времени приключений» — это как «Симпсоны» после пары инсультов.
«Они позволяют себе такое, чего мы бы никогда не стали делать!». Именно в последнем и заключается шарм сериала. Я старый, прожженный телесценарист, но «Гриффины» умудряются еженедельно меня шокировать. Они шутят про СПИД, аборты и холокост — темы, к которым мы не прикасаемся.
«По моим оценкам, до трети наших шуток теряется в переводе.

Япония — единственный большой рынок, на который „Симпсонам“ не удалось пробиться. Судя по всему, японцы ненавидят мультфильмы, в которых у персонажей по четыре пальца, — Disney там тратит огромные деньги, чтобы доанимировать Микки Маусу пятый палец. Что так смущает японцев в четырех пальцах? Вы не поверите: якудза доказывают свою лояльность ампутацией мизинца, поэтому четыре пальца на руке — верный знак, что вы бандит. То есть для японцев Симпсоны — это клан Сопрано».
Просто смешная шутка:
Название обучающего фильма про безопасность за рулем: «Путешествие Алисы через лобовое стекло». (Alice's Adventures Through the Windshield Glass vs. оригинальное название Through the Looking-Glass)
Когда «Симпсоны» закончатся?

«Старение сериалов похоже на старение людей еще и в другом смысле: с возрастом и те, и те становятся либо странными, либо занудными. Других вариантов нет. К финалу „Госпиталь M.A.S.H.“ стал занудным. „Сайнфелд“ — странным. Мы выбрали странность. На серию у нас приходится две-три сюжетные линии — то есть за тридцать лет мы рассказали почти две тысячи историй. Приступая к новой серии, мы придумываем две тысячи первую лучшую историю.

Все нормальные мы давно уже отработали: все Симпсоны в кого-нибудь влюблялись или кто-нибудь влюблялся в них. Мы убили семерых второстепенных персонажей — в одной серии есть сцена с кладбищем героев „Симпсонов“.
Надеюсь, что мы, по крайней мере, не очень занудные. Наши серии становятся все динамичнее. А с тех пор как в 2009 году сериал стал выходить в высоком разрешении, мы упаковали в кадр столько шуток, сколько вы нигде до того не видели. Недавно Лиза была в библиотеке, и нам пришлось придумать тридцать смешных названий книг на полках вокруг нее».

«Никто из авторов не хочет, чтобы сериал заканчивался. Более того, никто толком не знает, чем и как закончить „Симпсонов“. Мы десятилетиями об этом думаем и так ни к чему и не пришли. Еще до того, как самая первая серия вышла в эфир, у Мэтта Грейнинга было две идеи для финальной серии:
1. Признаться, что Красти — это на самом деле Гомер. Если посмотреть на Красти без макияжа, становится очевидно, что он выглядит в точности как Гомер. Несмотря на то что Барт обожает Красти и ненавидит Гомера, эти двое — один человек!
2. Заставить Мардж снять ее высоченный парик и обнаружить длинные заячьи уши — как у кроликов в одном комиксе Мэтта Грейнинга! Жизнь в аду!
Ну как, нормальный финал сериала? Гомер — это Красти, а Мардж — гигантский кролик. Одновременно бесячий, как в „Сайнфелде“, и непонятный, как в „Остаться в живых“.

Может быть, мы используем финал „Симпсонов“ для того, чтобы расставить все последние точки. Мэгги наконец заговорит; Дедуля умрет; Мистер Бернс умрет; Гомер застрелит Фландерса; Мардж застрелит Гомера. А потом снимет парик, и окажется, что она кролик».

Когда закончатся «Симпсоны»? В день, когда жители Земли научатся относиться друг к другу с любовью, пониманием и уважением. Надеюсь, этот день никогда не настанет".
ЛУЧШИЕ СЕРИИ В ИСТОРИИ (по версии автора книги)

«Мардж против монорельса» (4-й сезон). Конан О’Брайен придумал эту серию в первый день работы в «Симпсонах». Сценарий Конана, режиссура обладателя «Оскара» за «Зоотопию» Рича Мура; неудивительно, что это современная классика.

«Отец, сын и святая приглашенная знаменитость» (16-й сезон): Гомер обращается в католицизм — почему нам понадобилось шестнадцать лет, чтобы до этого додуматься? И вот еще шокирующее откровение: Лиам Нисон сыграл превосходно.

«Радио Барт» (3-й сезон): Мэтт Грейнинг придумал роскошную историю, в которой Барт падает в колодец. Превосходная режиссура, Стинг поет дуэтом с Красти. Эта серия не выиграла нашу первую «Эмми».

«Почти бесконечная история» (17-й сезон): История внутри истории… внутри истории… внутри истории! «Губка Боб» вам такого не покажет.

«Домик ужасов на дереве VI» (7-й сезон): Годами нам не удавалась одна из трех короткометражек «Шалаша». Обычно мы запихивали ее в середину. Седьмой «Шалаш» — первый, где все три части отличные. Плюс 3DГомер! И Пол Анка!

«Симпсонкалифрагилистическиэкпиалагический» (8-й сезон): Эл Джин всегда хотел сделать пародию на Мэри Поппинс. Я отговариал его пять лет — слава богу, безуспешно. Это наша самая популярная совместная работа.

«Очень большой Гомер» (7-й сезон): Жирный Гомер — это смешно. Очень жирный Гомер — это очень смешно. Спросите Питера Гриффина.

«Лиза — скептик» (9-й сезон): Я не участвовал в создании всего двух сезонов «Симпсонов», и, кажется, без меня сериал был умнее и смешнее. Это моя любимая серия.

«Последняя надежда Спрингфилда» (4-й сезон): Я рассказал Джею Когену, написавшему эту серию в соавторстве с Уолли Володарски, что USA Today назвала ее лучшей серией «Симпсонов» в истории. Он засмеялся: «Это даже не лучшее, что мы написали за ту неделю».
Рейтинг эпизодов всех сезонов Симпсонов по версии IMDB. Чем зеленее, тем лучше.
Шоу Щекотки (Itchy) и Царапки (Scratchy). Кот из них Царапка. Хотя правильнее, было бы «Чесотки и Царапки»
Шесть превосходных книг о комедии. Рекомендации автора книги.

1. Poking a Dead Frog: Conversations with Today’s Top Comedy Writers (вышла на русском как «Ковыряясь в мертвой лягушке: мастер-классы от королей комедийной поп-культуры»). Не платите за курсы комедийных сценаристов — все, что вам нужно, есть в этой книге Майка Сакса. Авторы комедии во всех сферах индустрии развлечений объясняют, как они создают юмор и как на этом можно заработать.

2. Born Standing Up: A Comic’s Life. Стив Мартин рассказывает о десятилетиях, сформировавших его как комика. Это очень серьезная книга о том, как быть смешным.

3. Wake Me When It’s Funny. У Гарри Маршалла есть десятки уморительных историй о попытках прорваться в телевизионную комедию — и о том, как ее завоевать.

4. Even This I Get to Experience. Норман Лир делает то же самое, что Гарри Маршалл (см. выше). Первые три книги из моего списка даже лучше в виде аудиокниг — их читают сами авторы.

5. Sick in the Head: Conversations About Life and Comedy. Джадд Апатоу интервьюирует абсолютно всех ныне живущих комиков на протяжении самых быстрых 576 страниц в вашей жизни.

6. American Cornball: A Laffopedic Guide to the Formerly Funny. Единственный академический анализ юмора, похожий на правду. Автор, Кристофер Миллер, разбирает сотни канувших в Лету комических клише: профессор-разиня, голый чувак в пустой бочке, падаю щие людям на голову сейфы. Он объясняет, что сцена в «Симпсонах», когда члены семьи лупят друг друга током, — это всего лишь «торт в лицо, но с электричеством». Я написал эту сцену безо всякой задней мысли, но вдруг понял, что он прав!

Отличные комедии, которых вы не видели (а стоило бы)

1. «Один-два-три» (One, Two, Three) (1961): Билли Уайлдер рассказывает поразительную историю топ-менеджера Coca-Cola в Западном Берлине времен холодной войны. Вся вторая половина этого фильма — бесконечная смеховая истерика. Получилось настолько интенсивно, что исполнитель главной роли Джимми Кэгни не снимался в кино следующие двадцать лет.

2. «Совершенно секретно!» (Top Secret!) (1984): Авторы «Аэроплана» вслед за суперхитом сняли полный провал. Это не «смешной-смешной» фильм; скорее диковатый — с сюрреалистическими шутками вроде фашиста, выпадающего из окна и разбивающегося на мелкие осколки. Как ни странно, с годами фильм стал только лучше.

3. «Типа крутые легавые» (Hot Fuzz) (2007): Саймон Пегг пишет для себя превосходные сценарии, и у этой истории про поселкового копа идеально сконструированный сценарий. В первой половине нет ни одной реплики, которая бы не выстреливала во второй.

4. «Особый знак» (The High Sign) (1921): Первая режиссерская работа Бастера Китона — и единственный фильм, который я считаю слишком смешным. Там столько новаторских шуток, что лучше бы разнести их на две-три картины.

5. «Мозги набекрень» (Man with Two Brains) (1983): Один из самых смешных и самых провальных фильмов Стива Мартина. Чистый юмор, в основном отличный.

6. «Не пойман — не вор» (Ni Vu, Ni Connu) (1958): Этот французский фильм про полицейского и браконьера — самая смешная комедия, о которой вы никогда не слышали. Я наткнулся на нее в Музее современного искусства; понятия не имею, где еще ее можно посмотреть. Я даже не могу перевести название!
Made on
Tilda