Российские издатели, наверное, правы, отказавшись издавать книгу у нас. Я всё ждал, когда же появится «российский след». Увы, про выборы ЧМ в России ничего конкретно изобличающего не сказано. Почти пойманы были катарцы, раздававшие пухлые конверты на конгрессе КОНКАКАФ в Тринидаде. Из книги понятно, что всё и все в руководстве ФИФА и рангом пониже продается и продают. Тем более, теперь, когда телеправа и спонсорские контракты растут астрономически. Удержаться от соблазна люди, похоже, не могут. Любопытно, что раскрутили маховик больших аппетитов футбольных чиновников в 1970х Coca-Cola и Adidas, которые и поныне долбят нас рекламой во время матчей. Особо усердствовал основатель немецкой фирмы Хорст Дасслер.
Россия всплыла уже в самом конце, когда наши, в т. ч. лично Мутко, помогли спасти коррумпированного главу уругвайского футбола, арестованного в том памятном разгроме в Швейцарии. Они рассказали его адвокату, как избежать экстрадиции в жаждавшей воровской крови Америку. Для этого потребовалось слетать на консультацию в Константиновский дворец Петербурга, где было сообщено, что раздувание негатива вокруг ФИФА России невыгодно, тем более, что мы уже миллиарды в ЧМ2018 вложили (инфраструктуру, очевидно). И удачно — чела удалось выдать Уругваю, который «по совету друзей» тоже успел оперативно завести дело и направить запрос на экстрадицию. Любопытна была логика адвоката для обращения за помощью к русским. Он подумал, что раз клиента прессуют США, надо броситься в объятия их недругов. И он не просчитался))
Я и до этого был скептиком в отношении мега-событий (Олимпиады, ЧМ), начав два года назад свою колонку рецензий в российском Форбсе с книги о доказанной сомнительной их пользе (Circus Maximus: The Economic Gamble Behind Hosting the Olympics and the World Cup). Так что эта не сильно меня потряла. Однако один фортель уже «обновленной» ФИФА, конечно, не мог не оставить равнодушным. Дело в том, что расколотым коррупционерам (дававшим и бравшим, вкл. глав маркетинговых фирм) было предложено откупиться. При условии усердного сотрудничества со следствием. В итоге ими было перечислено в качестве компенсации ущерба более 200 млн. долларов. Американцы не стали переводить эти деньги себе в бюджет, а оставили в особом фонде с пометкой «выдавать жертвам коррупции», ну т. е. тем, кто докажет, что из-за взяток и махинаций у него тако-то ущерб возник. (а ущерба там немало — были разворованы целевые транши на детско-юношеские футбольные академии, стадионы, и т. п.; были проведены нечестные тендеры с откатами и по заниженным ценам…). Так вот, кто одним из первых выступил с протянутой рукой жертвы:
«В формулировку соглашения о конфискации в уголовном порядке, было предложено внести пункт, дававший понять, что деньги предназначены для жертв коррупции, а не для Казначейства США, как это обычно бывает. Идея заключалась в том, чтобы футбольные организации, как только они очистят свои ряды, запросили деньги и реинвестировали их в спорт, что подчеркивало идею того, что коррумпированы были люди, а не учреждения.