Дело в шляпе
Чем мне нравится современный англоязычный нон-фикшн, это тем, как можно создать интереснейшее повествование вокруг вполне обычного и заурядного предмета. Вытащить его на авансцену сознания и протянуть к нему и через него ниточки, связывающие самые разнообразные области как знания, так и повседневной жизни. Если бы хоть часть таких книг-лекций была внедрена в учебный процесс средней школы, куда больше людей стали бы находить историю, географию, экономику, психологию и т.п. куда интересней, вразумительней и убедительней. Ещё бы, когда тебе показывается причинно-следственная связь, нить которой тянется из кабинета английского на 5 этаже, в спортзал на первом, в кабинет химии, а оттуда, внезапно, в рус.яз, то и интерес и понимание к учёбе вообще поднимется на порядок. У меня бы точно поднялась. И раз за разом я натыкаюсь на такие приятные сюрпризы, открывая книгу за книгой. Так случилось и в последний раз, о чём и спешу с вами поделиться, ибо на русском этой книги еще нет, а вещь весьма достойная. Она называется Hatless Jack: The President, the Fedora and the Death of the Hat «Джек-без-шляпы: Президент, федора (шляпа) и смерть шляпы». Автор Нил Стейнберг (Neil Steinberg).
Шляпа. Казалось бы, что в ней такого? А масса всего. Если не сейчас, то в недавней истории. Взгляните на старые фотографии массовых сборищ или посмотрите черно-белые кадры кинохроники – даже босоногие мальчишки носят кепки, а простоволосого мужчины и не встретишь. А потом, как отрезало. Не считая случаев, когда ношение головного убора продиктовано объективной необходимостью (погода, униформа, сан), подавляющее число мужчин ею не пользуется. Разительный контраст, давно интриговавший социальных учёных.

В Америке кончина шляпы традиционно приписывается трём версиям:

  • Второй Мировой Войне. Американские военнослужащие вдоволь наносились обязательных и не всегда изящных и/или комфортных форменных головных уборов, и оказавшись на гражданке, с радостью от них избавились
  • Широкое распространение автомобилей. Передвижение в автомобиле, предположительно, сделало использование шляпы неудобным и обременительным.
  • Плохой пример Президента Кеннеди, не носившего шляпу.
В самом начале автор оговаривается, что речь в книге пойдет только об истории именно мужского головного убора, и о женском мире повествования не будет. Хотя в конце женщины в книге появляются и активно участвуют в ответе на основной вопрос книги «куда же делись шляпы». В ходе повествования он обращается ко всем предположениям, походя, рассматривая социальную эволюцию американского общества в частности, и западной цивилизации вообще. Впрочем, и незападные страны он затрагивает. Например, обсуждая случаи, когда власть предержащие начинали уделять тому, что люди носят на голове, куда больше внимания, чем оно того требовало. Так в Турции в начале ХХ века специальным указом было запрещено ношение фески. Народ к фескам прикипел и переходить на европейские котелки с цилиндрами не желал. Дело закончилось смертными приговорами особо сопротивлявшимся. В США 15 сентября был официальным Днём окончания ношения соломенной шляпы. Любого, кто носил её после этой даты (не зависимо от погоды) могли оскорбить как словом, так и действием. В 20-х годах ХХ века зафиксированы побоища тысяч (!!!) горожан на основании оскорблений, нанесенных сорванными и поврежденными шляпами, а также подбитых носов их владельцев.

Основной нитью проходит через всю книгу личность Джона Кеннеди. Время от времени рядом с ним на авансцену выползают различные представители шляпной индустрии, пытавшиеся из всех сил заставить президента начать появляться в головном уборе на людях, или на худой конец хоть попозировать немного для объективов. На самом деле с жизнью и карьерой президента США (мне на самом деле, не особо интересная), Стейнберг не перегибает. Наоборот, с помощью любопытнейших случаев, штрихов и анекдотов (в английском смысле слова), он приоткрывает завесу над политической жизнью Америки: избирательными кампаниями, подковерной борьбой, бытом глав государства и их семей. Через отношение к шляпам он ухитряется проиллюстрировать характеры целой плеяды президентов от Вашингтона до Клинтона: один решил выступить на инаугурации без шляпы и пальто, чтобы показать бодрость духа и моложавость, простудился, и через месяц помер. Другой наоборот ввел в моду определенную модель цилиндра и т.д., и т.п. Удивительно, какие сильные эмоции и строгие взгляды имели столь важные люди относительно столь скромного артефакта. К слову, Кеннеди не носил шляп, потому что они его старили, полнили, и их отсутствие помогало дистанцироваться от предыдущего президента-республиканца Эйзенхауэра.

Рассказывая о возникновении, эволюции, расцвете и уходе в тень нескольких популярнейших видов шляп, автор заодно знакомит нас с изменениями общества, моды, политических воззрений используя лишь отношение людей к шляпе (и тем, кто ее не носил). Всё это подчёркивается историями и историйками. Цилиндры, например, были на смертном одре уже в 20-х годах XIX века, в основном из-за катастрофического снижения популяции бобров, из которых их делали. На помощь пришел шёлк, и цена упала с 700 долларов (в нынешних ценах) до доступной широким массам. Второй подъём популярности связывается с французским изобретением складывающихся цилиндров, которых к тому времени начавшаяся популярность театров и оперы, прижала в буквальном смысле к стенке.

О том, что же привело к вымиранию шляпы как массового предмета гардероба, я рассказывать здесь не буду, ибо спойлер. Замечу, что со всеми тремя указанными выше причинами он, в основном, не соглашается. Причины шире, глубже, и обошлось не без женщин ) Но хочу отметить, что, по мнению автора, если основываться на примере шляпы, перед мужским галстуком, и, скорее всего, официальным костюмом уже в ближайшем будущем открываются столь же плачевные перспективы.
P.S. Забыл привести очень интересную историю.

В начале 20 века один предприимчивый человек придумал "парковки для шляп" - добровольно-обязательная" сдача шляп на хранение перед входом в рестораны, клубы и тп. Прессинг на то, чобы сдать и/или ублажить острую на язык девушку-гардеробщицу, был настолько велик, что им оставляли чаевые даже пришедшие без шляпы. Получив откуп на этот бизнес во многих популярных местах, человек сколотил миллионное состояние.
Made on
Tilda