«Роберт Готлиб, безусловно, величайший издатель моего времени, всегда шутит, что, когда придет его время, заголовок его некролога будет гласить: «Умер редактор книги Catch-22». Если он прав, то, полагаю, заголовок моего некролога будет таким: «Умер издатель «Кода да Винчи». [Я писал о книге Готлиба
в марте]
Бывали особо выдающиеся книги. Наиболее известная из них — «Код да Винчи». Но я также горжусь книгами «Шоколад на крутом кипятке», «Загадочное ночное убийство собаки», «Дьявол носит Prada», «Ключевые решения» (автобиография Дж. Буша-мл.) и «Я — Элтон Джон».
Я не считаю публикацию «Кода да Винчи» определяющим моментом своей книжной карьеры. Я не уверен, что смогу назвать издание, которое было бы таковым. Но быть ответственным за столь значимое издание было чрезвычайно интересно, приятно и весело. И я горжусь этим. Необычайно хорошо написанный роман Дэна Брауна, опубликованный в 2003 году, побил множество рекордов:
— Он дебютировал на первом месте в списке бестселлеров New York Times, что редко удается неизвестному автору.
— За первую неделю было продано больше копий, чем все три предыдущих романа Дэна («Цифровая крепость», «Ангелы и демоны» и «Точка обмана») вместе взятые.
— Он подвергся яростным нападкам со стороны католической церкви, что, конечно же, способствовало росту продаж. Я шутил, что хочу написать благодарственное письмо кардиналу Тарчизио Бертоне, который до того, как стать архиепископом Генуи, отвечал в Ватикане за каноничность доктрины и который назвал роман «мешком, полным лжи» и призвал христиан не покупать и не читать его.
— Роман находился в списке бестселлеров New York Times 169 недель, из них 59 недель — на первом месте.
— Его тираж превысил 12 млн. экземпляров. В мягкой обложке он разошелся тиражом более 10 млн. экземпляров. Общий тираж в США и Канаде превысил 23 млн. экземпляров. В мире эта цифра достигает 200 млн. Эти цифры поистине ошеломляют. Очень немногие книги для взрослых смогли приблизиться к «Коду да Винчи». Гарри Поттер, если вы сомневаетесь, считается книгой для несовершеннолетних.
Как же Doubleday превратила неизвестного, по сути, неудачливого романиста в суперзвезду мирового масштаба? Давайте вернемся в 2001 год.