Юваль Ной Харири, автор бестселлеров «Sapiens» и «Homo Deus», в своей новой книге «21 Lessons for the 21st Century» напоминает нам, что совсем скоро и те, кто считает, что не даром ест свой хлеб, станут кандидатами на увольнение.
Разница между искусственным интеллектом (ИИ) и работником-человеком не столько степени эффективности, сколько в природе. ИИ легко объединяется в сети и не испытывает проблемы с постоянными обновлениями (развитием). Таким образом, когда мы думаем о замене людей роботами, то надо понимать, что меняться будут не индивиды на штуки, а коллективы людей на способные на много интегрированные сети. Проблема также состоит в том, что присутствие человека в целом ряде профессий нельзя будет оправдать и с моральной точки зрения. Целью общества является сбережение жизней, а не сохранение рабочих мест. Если ИИ-водитель на 90% безопаснее, а ИИ-диагност на столько же точнее, то никто из людей не заступится ни за шоферов, ни за врачей. А вот уход — за детьми, больными и пожилыми — в обозримом будущем по-прежнему будет безопасной гаванью человеческих профессий. Равно как и работа, связанная с креативными поисками. Впрочем, уже сейчас в шахматных соревнованиях нечистых на руку игроков, пользующихся подсказками ИИ, вычисляют именно по особо изобретательным и нетривиальным ходам.
Есть что Харари сказать и школе мысли «роботы создадут новые рабочие места взамен старых». Доля правды в этой идее, замечает он, имеется. Уже сейчас в управлении беспилотниками ВВС США участвует по тридцать человек, а анализ собранной ими информации осуществляют другие восемьдесят. И да, высвободившиеся от рутины первичных осмотров и диагностики таланты и деньги можно будет перенаправить в медицинские исследовательские центры к куда более интересным и амбициозным проектам. Однако, ясно, что сокращенные кассиры или текстильщики не смогут стать ни операторами дронов, ни исследователями рака. По крайней мере точно не все. Вообще, есть шанс, что помимо целого нового класса «ненужных людей» (высокой безработицы), рынок труда одновременно будет страдать и от нехватки квалифицированной рабочей силы. Впрочем, последнее до поры до времени: машины будут продолжать постоянно учиться и улучшаться. К 2050 г. допотопной будет выглядеть не только идея «одной работы на всю жизнь», но и «одной профессии на всю жизнь».