КНИЖНЫЙ КЛУБ
Закрытый показ
Как американские студии используют обратную связь и меняют почти готовые фильмы, чтобы они были успешными в прокате
«Ла-Ла Ленд» — это мюзикл, но в течение первых двенадцати минут оригинальной версии в нем никто не пел и не танцевал. Несколько неожиданный первый музыкальный номер возвещал о том, что «Ла-Ла Ленд» не стандартная романтическая комедия, и аудитория, по понятным причинам, подумала: «Что вообще происходит?!» Зрители еще долго не могли сконцентрироваться на происходящем на экране.

«Никто ничего не знает», — так часто говорят в Голливуде о шансах того или иного фильма на успех в прокате. Случается, что картины с большим бюджетом и звездным актерским составом неожиданно проваливаются, нанося студиям серьезный, а временами и фатальный удар. И тем не менее есть один способ попытаться предвидеть будущее.
«Люди просто не знали, что это за фильм, аудитория не отвергла фильм. Но они не были готовы к пению. Прошло двенадцать минут, и вдруг персонажи ни с того ни с сего начали петь» — прокомментировал недоумение пришедших на закрытый просмотр продюсер ленты Марк Платт. «После этого показа мы вернулись и подумали о том, как бы мы могли начать фильм по-другому», — вспоминал другой продюсер мюзикла Джордан Горовиц. «У нас уже был отснят музыкальный эпизод „Еще один солнечный день“ на участке настоящей автострады Лос-Анджелеса, где актеры танцуют в пробке. Эта сцена не была включена в первую версию фильма. Нам казалось, что хотя номер и отличный, он не выглядел частью фильма стилистически. Так, скорее выражение настроения… Но потом произошел показ, и именно тогда мы поняли, что нам нужно просто начать с него».
Книга Кевина Гетца, возглавляющего ведущую голливудскую фирму по исследованиям кино, рассказывает о том, как закрытые предварительные показы помогают фильмам избегать неудач в прокате. «Зрителеведение», как можно было бы перевести ее название, приводит немало примеров открывавшихся боссам студий ценных инсайтов, после того как зрители заполняли вопросники и давали обратную связь. Они интересны, но сначала стоит познакомиться с тем, как такие просмотры устроены.

Компания Гетца получает заказ на проведение просмотра и рассылает электронные приглашения потенциальным зрителям. Их отклик варьируется в зависимости от интересности описания фильма: легче всего набрать аудиторию для сиквела или известной медиафраншизы. То, как реагируют различные поло-возрастные группы уже часто является ранним показателем популярности кино у разных категорий зрителей. Иногда студии заказывают определенную аудиторию, но по умолчанию добровольцев набирают недалеко от Голливуда, а калифорнийский округ Ориндж считается самой репрезентативной выборкой населения. Для привлечения на не слишком многообещающие — или даже «слепые», когда из-за секретности людям вообще ничего не сообщают о картине — просмотры в ход идут бесплатные билеты на фильм по выбору или даже наличные. Случается, что из-за секретности зовут на одно, а показывают другое: например, «Титаник» вместо «Больших ожиданий». Если же хочется меньше утечек, то показ проводят в каком-нибудь далеком от Калифорнии штате.
Сразу после просмотра всех просят заполнить опросник, а с группой из примерно 25 зрителей проводится обсуждение увиденного. Типичная анкета содержит два десятка вопросов, из которых ключевым является «Как вам понравилось кино»? Варианты ответов: «отлично», «очень хорошо», «хорошо», «нормально» и «плохо». На протяжении многих лет исследователи усвоили, что ключевым показателем прокатного потенциала любого коммерческого фильма являются оценки «отлично» и «очень хорошо». Кинозрители, которые оценивают фильм на отлично, обычно его самые ярые сторонники. Они весьма склонны рекомендовать фильм друзьям и родственникам, создавая доброжелательное «сарафанное радио», побуждающее людей посмотреть кино на второй, третьей и четвертой неделях проката. Однако, только около половины из тех, кто оценил его «очень хорошо», порекомендуют его другим. Таким образом, различие между этими двумя уровнями оценки очень показательно. Остальные же оценки — предвестники провала. Исключения случаются — например, «Черный лебедь» (2010), который на скрининге вообще не поняли — но такое бывает крайне редко.

Если сотрудники компании и исследователи не смогли понять, что расстроило зрителей во время просмотра, у них есть шанс получить обратную связь во время обсуждения после сеанса. Именно тогда люди выражают свое недовольство, например, сюжетом или развязкой. Например, по итогам таких обсуждений для будущего хита 1984-го «Свободные» была доснята финальная сцена танцев. Дело в том, что в картине все 90 минут действия всё к ней вело: главные герои решили взорвать сонный городок возмутительными телодвижениями, им ставили палки в колеса, но в итоге разрешили устроить выпускной бал в новом формате. Занавес. Руководство студии посчитало, что как и в историях про приобретение жилья, нет смысла, показав дверь и ключ в руке героя, затем проводить зрителя по всему дому — картинка хэппи-энда у него сложится в голове. Зрители же «Свободных» посчитали себя обманутыми, и боссам пришлось раскошелиться. Катастрофы удалось избежать.
На что еще обращается внимание? На неровности фильма, сбивающие зрителей: логическая нестыковка в сюжете, кажущийся странным диалог, или что-то глупое или неправдоподобное в какой-нибудь сцене. Так, из боевика «Скалолаз» со Сталонне вырезали каскадерский прыжок, который зрителя посчитали абсолютно невозможным в реальной жизни, что и смазало их впечатление от фильма (и отразилось на рейтинге в опросниках). С другой стороны, если с фильмом все отлично, то почти ничто их не отвлечет: за более чем трехчасовой предпросмотр «Титаника» почти никто не шелохнулся. Лишь один, сломя голову, рванул в туалет и так же обратно.

Другим фактором успеха фильма, напоминает Гетц, по-прежнему является правильная дата выпуска картины. Ее важность он иллюстрирует примером, когда, воодушевленные результатом предпросмотров, боссы студии амбициозно передвинули релиз фильма на более ранний срок — в компанию к очевидным лентам-тяжеловесам — и получили провал. Другой совет Гетце — не убивайте в фильме собаку. Зритель, скрепя сердце, примет ее естественную смерть, не сильно расстроится от гибели героев-людей, но боже упаси от намеренного убийства пса.
Made on
Tilda