eye-candy
Искусство смотреть вверх
Книга о самых замечательных потолках в искусстве
С некоторых пор я взял за привычку ходить на некоторых центральных станциях московского метро, запрокинув голову и разглядывая мозаики и роспись. Как туристы (в основном иностранные). Они-то за этим специально к нам приезжают, а мы бегаем по своим делам и редко когда присматриваемся к «возвышенной» красоте. Разглядывание потолков музеев, театров и дворцов очень часто занятие весьма благодарное. Теперь про это есть книга
Её автор — Кэтрин Маккормэк — писатель и лектор по истории искусств из Лондона. Она регулярно читает лекции в Институте искусства Сотбис, Университетском колледже Лондона, Далиджской картинной галерее. Публикуется, помимо прочих, в The Independent, Architectural Review, а также в международных научных журналах и каталогах музейных выставок. Появляется она и на ТВ, где также говорит об искусстве. Также её перу принадлежит книга Women in the Picture: A Feminist History of Art.

Catherine McCormack
В книге объекты рассмотрения разделены по четырем категориям: Религия, Культура, Власть и Политика. К первой преимущественно относятся культовые постройки, ко второй — музеи, галереи, библиотеки, к третьей — дворцы и усадьбы сильных мира сего, а к четвертой — места, имеющие то или иное политическое значение: от венецианского Дворца Дожей до вашингтонского Капитолия и отделения ООН в Женеве. Всего освещено почти четыре десятка зданий.

Потолки ряда из них очень известны широкой аудитории (Сикстинская капелла) и присутствуют в школьных учебниках. Некоторые входят в обязательный набор для туристов при посещении того или города/местности (Саграда Фамилия в Барселоне, метро Стокгольма). Но встречаются и совсем малознакомые объекты. В этом обзоре к минимуму сведены «хиты» и большее внимание уделено именно «скрытым жемчужинам». Стоит отметить, что в книге фигурируют два здания из России: ораниенбаумский Китайский дворец и Собор Воскресения Христова на Крови, или храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. С последнего и начнем.
Собор Саграда Фамилия в Барселоне
Сикстинская капелла в Ватикане. Внизу всем известная деталь: Адам и Бог-Отец
Парижская Опера Гарнье. Плафон оперы Гарнье расписан в 1964 году Марком Шагалом. Заказ на роспись 77-летнему Шагалу сделали в 1963 г. Было много возражений против того, чтобы над французским национальным памятником работал иностранец, а также против того, чтобы здание, имеющее историческую ценность, расписывал художник с неклассической манерой письма. Плафон был разделён художником цветом на пять секторов: белый, синий, жёлтый, красный и зелёный. В росписи прослеживались основные мотивы творчества Шагала — музыканты, танцоры, влюблённые, ангелы и животные. Каждый из пяти секторов содержал сюжет одной или двух классических опер, либо балета: Белый сектор — «Пеллеас и Мелизанда», Клод Дебюсси. Синий сектор — «Борис Годунов», Модест Мусоргский; «Волшебная флейта», Вольфганг Амадей Моцарт. Жёлтый сектор — «Лебединое озеро», Пётр Чайковский; «Жизель», Шарль Адан. Красный сектор — «Жар-птица», Игорь Стравинский; «Дафнис и Хлоя», Морис Равель. Зелёный сектор — «Ромео и Джульетта», Гектор Берлиоз; «Тристан и Изольда», Рихард Вагнер. В центральном круге плафона, вокруг люстры, предстают персонажи из «Кармен» Бизе, а также персонажи опер Людвига ван Бетховена, Джузеппе Верди и К. В. Глюка. Также роспись плафона украшают парижские архитектурные достопримечательности: Триумфальная арка, Эйфелева башня, Бурбонский дворец и сама Опера Гарнье.
Венский Бургтеатр. Расписывал Густав Климт.
Фреска «Театр в Таормине» (1886−87). Античный театр в Таормине на Сицилии датируется началом VII века до нашей эры.
«Повозка Фесписа, 1886−87. Согласно древнегреческим источникам, включая Аристотеля, Феспис считается первым человеком, который появился на сцене в качестве актера в облике персонажа. Ему также приписывают новаторство в концепции гастрольного театра, когда он путешествовал со своей повозкой реквизита, костюмов и масок. Английское слово (сущ. и прил.) thespian, означающее «актер, трагик, актерский, театральный», вдохновлено его именем. В Италии про того, кто решил избрать себе стезю актёра, говорят, что он «взбирается на колесницу Фесписа».
Я пропустил этот потолок в Лувре, хотя потратил 5 дней подряд на его изучение. Это работа, выполненная специально для Зала бронзовых изделий, принадлежит современному британскому художнику Саж Твомбли.
Страстный поклонник итальянского искусства эпохи Возрождения, Сай Твомбли назвал синие фрески капеллы Скровеньи (работы Джотто ди Бондоне (1305)) в Падуе рядом с монастырем дельи Эремитани источником своего вдохновения (см. ниже).
Театр-музей Дали в Фигерасе. Потолок Дворца Ветра. Это не фреска, а именно полотно, холст. Точнее, пять холстов, три из которых были написаны Дали в его мастерской в Порт-Льигате, а два других он дописывал непосредственно в зале музея, для чего пришлось соорудить монументальные леса. «Дворец Ветра», называется поэма каталонского поэта Жоана Марагаля, в котором он называет долину Ампурдан, где и расположен Фигерас, «дворцом ветра» по причине регулярно задувающей здесь трамонтаны. В центре Дали изображает себя и Галу.
По причине горизонтальности лучше всего смотреть, лежа на полу в самом центре зала (или сидя).
Национальный театр в столице Коста-Рики городе Сан Хосе примечателен тем, что попал на местную банкноту, колон. Я был в феврале 2020 на экскурсии в этом театре — ее проводят персонажи этой росписи. Они указали на несколько ляпов итальянского художника, выполнившего роспись «дистанционно», не побывав в Коста-Рике. В частности, темнокожий в центре композиции неправильно держит связку бананов :) Такую тяжесть взваливали на плечо.
Бленхеймский дворец в Великобритании. Это родовое имение герцогов Мальборо, один из крупнейших дворцово-парковых ансамблей Англии. С 1987 года — памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО. «Глаза» написали позже. Глэдис Дикон, вторая жена 9-го герцога Мальборо, которая заказала британскому художнику Колину Джиллу нарисовать глаза ее и ее мужа в 1928 году.
Портрет Глэдис Дикон работы Джона Сингера Сарджента.
Вверху и внизу: потолок в Палаццо Кьерикати. «На центральной панели, на фоне пыльно-серого неба, пара голых ягодиц и яичек затмевают водянистый свет солнца». — игривый комментарий из книги. Палаццо Кьерикати — это ренессансный дворец в Виченце (Северная Италия), спроектированный Андреа Палладио.
Этот неожиданно откровенный взгляд на бога Аполлона, мифологическое божество искусства, музыки, поэзии и солнца, изображенного здесь в своей колеснице, когда он совершает свой ежедневный переход по небу. Сестра-близнец Аполлона Диана, богиня Луны, охоты и плодородия, стоит с серебряным полумесяцем на краю панно, балансируя в своей колеснице, дабы начать свое ночное путешествие по тому же небу, под мантией Луны.
Королевский дворец в Брюсселе. В 2002 году итальянская королева Паола, жена бельгийского короля Альберта, решила, что ей немного надоел однообразный декор в интерьере Пале-Рояля в Брюсселе. Она решила возродить традицию поручать современным художникам украшать королевские резиденции. Королева Паола принялась за поиски обновленной в двадцать первом веке парадной комнаты La Salle des Glaces (Зеркальный зал) с бочкообразным сводом и лепными панелями. Она нашла своего мастера в спорном голландском художнике Яне Фабре, который известен своим нетрадиционным выбором материалов и своей постоянной одержимостью насекомыми, особенно жуком-скарабеем, чьи переливающиеся зеленые крылышки являются любимым средством в его скульптурах. Эта работа называется «Рай наслаждения» в честь художника XV века Иеронима Босха (кумира Фабра) и его загадочного триптиха «Сад земных наслаждений».
Парадная лестница в резиденции Вюрцбурга с украшенным фресками Джанбаттисты Тьеполо сводом над ней. Вюрцбургская резиденция — архитектурный комплекс в стиле барокко, расположенный в черте центра города Вюрцбург. Построен в период с 1719 по 1744 годы, внутреннее художественное оформление создавалось и далее, до начала 1780-х годов. Здесь находилась резиденция князей-архиепископов Вюрцбурга. Дворец относится к архитектурным шедеврам южнонемецкого барокко и позднего европейского барокко и стоит в одном ряду с венским дворцом Шёнбрунн и парижским Версалем. В 1981 г. ЮНЕСКО включила Вюрцбургскую резиденцию в Список Всемирного наследия.
Тему потолочной росписи затрагивал и Google в своих дудлах. Это, показанный лишь в Германии и Италии в 2014 г., посвящен 318-летию со дня рождения Джанбаттисты Тьеполо, признанного мастера таких работ. Мои группы, посвящённые дудлам, в Facebook и ВКонтакте.
Зал Хроник мэрии Барселоны. Работа Хосе Марии Серта. Сцены грабежа и опустошения каскадом спускаются со стен и с потолка, позволяя вновь пережить то, что известно как «каталонская месть». Речь про месть за смерть Роже де Флора византийцам его альмаговарами. 1305 год если что ;)
Отделение ООН в Женеве. Потолок работы Мигеля Барселó. Потолок представляет географию народов Земли в тридцати пяти тоннах краски, состоящей из пигментов, собранных на поверхности и с горных пород со всего земного шара. Новый потолок ООН обошелся в 18 млн евро.
«Апофеоз [Джорджа] Вашингтона» украшает изнутри знаменитый купол Капитолия в столице США.
Made on
Tilda