«Новая отрасль картографии появилась на заре гражданской авиации сто лет назад. Карты авиакомпаний полностью отличались от того, что было раньше, например, навигационных карты, используемых пилотами, или даже карт железнодорожных маршрутов для пассажиров поездов. Пассажирам авиакомпании не нужно было знать многих подробностей о своем путешествии. Все, что их касалось — это города вылета и прилета. Для тех, кто боялся летать, возможно, отсутствие деталей было хитрым психологическим трюком, чтобы заманить их на самый быстроходный способ предвижения.
Такое отсутствие географической достоверности породило большие эксперименты, о чем свидетельствуют страницы этой книги. Сама идея быстрого перемещения из одного конца света в другой вдохновляла художников и маркетологов. В период зарождения авиации карты были способны мгновенно отображать как близость „колоний“, так и превосходство новомодных авиакомпаний над любыми наземными видами транспорта (особенно над большими океанскими лайнерами). Карты сыграли свою роль в создании романтики полетов и представлении их практичным выбором средства передвижения.
Авиационные карты также являются особенными, потому что картограф, свободный от практических ограничений дорог и рельсов, действительно имеет чистый лист. Значение имеют только пункты назначения и промежуточные пункты вызова, а не фактические маршруты».
Маршрутная сеть британской авиакомпании BOAC превратилась в "современное искусство" - часть стильной рекламы ее услуг из журнала 1962 года. Узловая точка- Лондон.
Этот плакат 1919 года от Lignes Aériennes Latécoère показывает их маршруты во Францию, Испанию, Марокко и Алжир. Хотя этот сервис предоставлялся для доставки почты, пассажиры также принимались — отсюда и реклама— что делает эту карту первой в мире маршрутной картой для регулярного международного воздушного сообщения.
Компания Pan American Airways Incorporated была основана в 1927 году как регулярное пассажирское (и авиапочтовое) сообщение между Гаваной (Куба) и Ки-Уэст во Флориде. Поглотив различные южноамериканские и центральноамериканские компании, Pan Am, заняла доминирующее положение. К моменту выхода этого плаката в 1938 году, компания пребывала в своей первой “Клиперной” эре (Так она называла свои самолеты в 1931-1946 гг - American Clipper, Southern Clipper, Caribbean Clipper) и недавно начала трансатлантические полеты гидросамолетов в Великобританию и Францию, а также через обширные просторы Тихого океана в Юго-Восточную Азию.
Эта изумительная аэрографическая карта 1934 года от Imperial Airways была разработана художником-плакатистом Джорджем Чепменом. Без каких-либо линий обозначенных маршрутов, его основная задача состояла в том, чтобы показать, сколько дней требовалось, чтобы добраться до пунктов назначения.
Наверху: Люсьен Буше (1889−1971) создал множество сложных произведений искусства для Air France и был наиболее плодовит в период с 1937 по 1964 год. Эта работа 1930 года считается его первой для авиакомпании—он также выпустил несколько иллюстрированных карт для французских государственных железных дорог—и, кроме случайных крылатых русалок, здесь он, в основном, фокусируется на карикатурах зданий и достопримечательностей. В последующие годы его внимание все больше обращалось на изображения животных и людей. Внизу: расширение операций Air France дало Буше шанс расширить свой «холст» в 1934 году. Помимо очевидных ориентиров вроде Великой Китайской стены и нескольких гигантских айсбергов, ему явно нравилось изображение животных и коренных народов.
Приписываемая венгерскому художнику Гитте Маллашу (1907−1992), родившемуся в Лайбахе (современная Любляна), эта схема всей страны середины 1930-х годов включает в себя все виды транспорта (как показывает легенда). Четыре воздушных маршрута расходятся из Будапешта, а выписанные персонажи, внимание к деталям и интересная подача, объединяющая все способы путешествий, делают её заслуживающей включения в нашу книгу.
Все изображения на развороте ниже: произведенные в начале 1930-х годов, в эпоху, когда Pan American была крупнейшим оператором на юге США, эта иллюстрированная брошюра включала роскошные карты в стиле ар-деко на каждой странице. Очевидно дорогая в производстве, она соответствовала богатой клиентуре, которой и адресовалась.
Британская карта 1935 г. Международные границы не указаны. Не было ли у художника какого-то предчувствия того, что должно было произойти? Кроме того, иллюстрации довольно причудливы. Авторы этой книги особенно оценили красные круги, причем локации были расположены таким образом, чтобы напоминать ранние вывески лондонского метро.
СЛЕВА: Pan American Airways объединилась с компанией Grace Shipping Company в 1929 году, чтобы стать Pan American-Grace Airways (Panagra). В смелой попытке приблизить южноамериканские столицы к Нью-Йорку компания Panagra запустила совместное железнодорожное сообщение с Атлантической береговой линией и железной дорогой восточного побережья Флориды. Пассажиров сначала отправили в Майами по железной дороге, а затем самолет Pan Am доставил их прямо в Гавану. Эта услуга была распространена и на другие латиноамериканские страны: ко времени появления этой рекламы «самолета-поезда» в 1930 году так обслуживалось полдюжины столиц. СПРАВА: к 1935 году, когда был выпущен этот живописный плакат Pan-American, весь южноамериканский континент обслуживался его «летающими клиперами». Заметки художника Кеннета У. Томпсона (1907−1996) включают в себя такие комментарии как «виноградины крупнее яиц».
Imperial Airways обратилась к разработчику схемы лондонского метро Генри Беку (1902−1974), чтобы упростить свои маршруты.
Неужели Японские авиалинии опередили британцев из Imperial? Этот плакат, посвященный рейсам между Маньчжурией и Японией, наводит на мысль, что, возможно, так оно и было. По оценкам, он датируется 1930 годом. Простота горизонтальных и вертикальных линий делает маршруты чрезвычайно четкими.
Слева: бельгийские колониальные интересы хорошо обслуживались САБЕНОЙ, как это видно на обложке расписания и карте 1939 года. Удачно сопоставлена формы африканского континента с обитающим там слоном. Вверху справа: французский прибрежный Магриб обслуживался компанией Air Afrique. Эта карта 1939 года подчеркивает скорость (всего 280 минут) между Тунисом и Ораном. Внизу справа: аэрография была использована иракскими авиалиниями на этом плакате 1945 года. В нем нет линий, связывающих обслуживаемые пункты назначения — графический трюк, который будет использоваться чаще в последующие годы.
Про обе иллюстрации этого разворота: 1930-е годы были наводнены художественными экспериментами и попытками обобщить растущие авиационные маршруты; обе они предлагают некоторые радикальные идеи. Сверху: показывающий продолжительность полета (синие круги) и цену билета (красные круги) в рейхсмарках, эта схема Lufthansa 1936 года включает в себя и городские достопримечательности. (а Берлин — столица Олимпиады) Внизу: совместная диаграмма CLS/CSA (чешские авиакомпании) 1937 года также показывает продолжительность полета и время вылета. Похвальная идея, но слишком сложная, чтобы быть практичной для простого использования.
Delta Airlines уходит корнями к первому в мире воздушному опрыскивания сельхозкультур в 1924 году в дельте Миссисипи. Название Delta Air Service было принято в 1928 году. Ко времени появления этой веселой карты в 1946 году она уже развила значительную коммерческую пассажирскую сеть.
Ко всем на этом развороте: British Overseas Airways Corporation (BOAC) стала продуктом слияния Imperial Airways и British Airways. Обе имели высокие стандарты графического дизайна, особенно в области плакатного искусства. В этих примерах даже форма планеты подвергалась переосмыслению. На плакате 1947 года (слева) художник Анри Кей Анрион (1914−1990) —считающийся отцом-основателем современных графических стандартов фирменного стиля — позволил себе вольности с кубическим миром. В 1951 году польский художник Стэн Кроль (1910−1985) пошел дальше и разрезал земной шар на цветок с логотипом BOAC Speedbird в качестве его тычинки (справа). Эти экзотические идеи помогли укрепить репутацию BOAC как выступающей в британского графического дизайна.
Обе внизу: планетарное искажение было повторяющейся темой. Анрион также вдохновлялся логотипом Speedbird, и в его плакате 1947 года (слева) он был вознесен до триумфального уровня, паря в окружении национальных флагов. Планета рассматривается под еще одним углом художником Абрамом Геймсом (1914−1996), который пошел с искажением еще дальше на своем знаменитом плакате 1949 года (справа), на котором планета свернута в шеврон, едва показывая Атлантику. Что думали американцы о крошечной Британии, заимевшей равные размеры с их огромной страной, неизвестно)
Sociedad Colombo Alemana de Transportes Aéreos была образована в 1919 году и объединилась с другими линиями, чтобы стать Aerovías del Continente Americano S. A. (Avianca), флагманом Колумбии, в 1941 году. Avianca разработала поразительную визуальную идентичность, такую как этот плакат начала 1950-х годов с эффектом шахматной доски — стиль, который будет повторен в других местах.
Более крупный эффект шахматной доски применяется в этом картографическом изображении 1950 года австралийской авиакомпании Qantas от Анны Дрю (1916−2002), он же Джоан Дент. Ее причудливые казак и бифитер, нежная гейша и гавайский островитянин, смешные слон и кит — одни из самых веселых и вдохновляющих карикатур среди всех карт такого типа.
А в 1949 году панно «Мировые маршруты BOAC» иллюстрировал художник Э. О. Сеймур. «Восточное полушарие» — это часть диптиха; другая, не показанная часть, охватывала Америку. Контраст между неформальной австралийской графикой и более степенным британским аналогом поразителен.
Учитывая интересы Франции на обширных просторах Африки, неудивительно, что было выпущено так много плакатов, рекламирующих полеты Air France. Этот пример конца 1950-х годов имеет аккуратно выполненные виньетки и нарисованные от руки буквы без засечек, напоминающие Peignot известного художника-плакатиста А. М. Кассандра (шрифт, датируемый 1937 годом).
Слева: Svitlet была чехословацкой авиакомпанией, основанной в 1948 году, но вскоре она была поглощена CSA. Эта обложка расписания 1950 года является единственной известной картой авиакомпании, напечатанной на подошве ботинка: Svitlet сделал каламбур на тему семимильных сапог из народной сказки. Справа: В 1932 году все советские авиасообщения были объединены в Гражданский воздушный флот, который позже стал называться Аэрофлотом. До Второй мировой войны его реклама была неброской, но этот плакат 1952 года демонстрирует, что ситуация с ней улучшилась, пусть и большая ее часть была направлена на туристический рынок.
Внизу слева: Hellenic Air Lines начала свою деятельность в 1947 г и через год выпустила эту очаровательную маршрутную карту сообщений внутри Греции и в Египет, на Кипр, а также своего самого длинного маршрута — в Лондон. Моря здесь загадочно отсутствуют, превратившись в мелкую рябь. Компания прекратила свою деятельность в 1951 году. Внизу справа: Misr Airwork появилась в начале 1930-х годов, а двадцать лет спустя превратилась в Misrair (она же Egyptian Airlines), название, использовавшееся до 1957 года. Эта очаровательная маршрутная карта конца 1950-х годов имеет вид звездного созвездия. Еще ниже справа: Иракские авиалинии начали свою деятельность в 1946 году. Эта обложка расписания 1954 года и карта с центром в Багдаде показывают ограниченное ближневосточное обслуживание. Ее дальнемагистральные рейсы с использованием самолетов Виккерс Виконт в Лондон начались в следующем году.
Про все на этом развороте винзу: забавная причуда рекламной картографии авиакомпаний. Авторы описывали это как «гиганты, указывающие на карты» или, возможно, «злодеи Бонда, планирующие мировое господство». Примеры включают в себя этот плакат Canadian Pacific Airlines конца 1940-х годов (внизу слева) с гигантской стюардессой, собирающейся метнуть Землю в каком-то галактическом боулинге; рекламу в журнале 1952 года от United Air Lines (вверху справа) — предвосхищающую внешний вид некоторых приложений для обнаружения самолетов (Flightradar) XXI века. Наконец есть потрясающая воображаемая настенная карта из рекламы Lockheed 1955 года (совсем внизу), показывающая огромное количество воздушных маршрутов по всей планете, использующих самолеты этого авиастроителя.
Используя завораживающее сочетание времени вылета и прибытия, номера самолетов и номеров рейсов, эта складная карта SAS 1950-х годов пытается оживить то, что иначе было бы сухой схемой. Эта уникальная работа похожа на смесь стилей предыдущих диаграмм (немецкой, с Берлином-столицей Олимпиады 1936), цветовых палитр, виньеток и даже чуднОй проекции.
Шведы были не единственными, кто пользовался сложными схемами рейсов. Эта карта 1958 года Управления гражданской авиации Китая (CAAC) также показывает времена прибытия и отправления в каждый пункт назначения, типы самолетов и номера рейсов, а также количество рейсов в неделю. То, что представляют собой неровные формы в каждом месте, в настоящее время остается загадкой. Очертания территории аэропорта?
Широкоформатный плакат Pan Am 1964 года с несколько преувеличенными размерами горных хребтов.